Небольшой и уютный музей на Пречистенке позволяет познакомиться с портретами Льва Толстого разных лет, а также увидеть оригиналы его рукописей и узнать историю жизни великого русского писателя.
Музей был основан в 1911 году по инициативе Толстовского общества. В его создании приняли участие В. Я. Брюсов, А. А. Бахрушин, И. А. Бунин, А. М. Горький, И. Е. Репин, Л. О. Пастернак, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, жена и дети Толстого, его единомышленники.
Открытие состоялось 28 декабря (по старому стилю) 1911 года, через год после смерти писателя. Хранителем музея стал П. И. Бирюков, а после его отъезда в Швейцарию ? В. Ф. Булгаков. После Революции, когда судьба музея была неясна, 12 октября 1918 г. Наркомпрос выдал охранные грамоты на дом Льва Толстого в Хамовниках и Литературный музей (Поварская, 18). В. Ф. Булгаков при участии А. Л. Толстого и художника Н. Д. Бартрама (создателя Музея игрушки), и при поддержке В. Д. Бонч-Бруевича сумел получить для музея особняк на Пречистенке.
Музей расположен в доме городской усадьбы Лопухиных-Станицких (1817—1822, архитектор А. Г. Григорьев, знаменитый зодчий наряду с Д. Жилярди и О. И. Бове отстраивал Москву после пожара 1812 года.; перестроен в 1895 г. С. У. Соловьёвым). Здание деревянное, оштукатуренное, представляет собой блестящий образец зрелого московского ампира: внутри строения — анфилада парадных залов с плафонной живописью, фасад украшают белые колонны и барельефы.
Увидев впервые этот «чудный ампирный особняк», организатор и хранитель Толстовского музея В. Ф. Булгаков принял решение: «Вот достойное помещение для музея Л. Н. Толстого». Это произошло в 1920 году, и с тех пор здание на Пречистенке, 11/8 неотделимо от имени писателя.
Экспозиция дает представление о культуре периода жизни Толстого, и о его личных достижениях: от первых дагерротипов, детских набросков сочинений Толстого, первых изданий писателя и первых иллюстраций к его произведениям до монументальных работ великих художников и скульпторов, современных изданий сочинений Толстого, предметов прикладного искусства, связанных с именем Толстого и его окружения.
Встречают нас фамильные родовые гербы князей Волконских и графов Толстых, а также генеалогическое древо предшественников Льва Толстого:
Портреты графа Петра Андреевича Толстого (положил начало графской ветви рода Толстых), графа Ильи Андреевича Толстого (деда Льва Толстого), княгини Варвары Васильевны Энгельгардт-Голицыной (Львом Толстым в воспоминаниях о своей семье упоминается её сын Лев. Мать писателя была с ним помолвлена, но свадьба не состоялась, потому что жених умер от горячки перед свадьбой. Толстой говорит, что его мать питала к покойному юношескую влюблённость, и своё имя он получил в честь него)
Далее анфилада комнат увлекает за собой и мы видим большое количество портретов и фотографий Льва Николаевича Толстого.
Первая публикация рассказа «Севастополь в мае», Грамота о производстве в поручики графа Льва Толстого, фотография Льва Толстого в 26-летнем возрасте.
Защитники Севастополя. Черноморские пластуны 2-го и 8-го батальонов, отличившиеся при защите Севастополя.
Первая публикация повести Толстого «Детство».
Артиллерист-фейерверкер
Генерал-фельмаршал князь М.С. Воронцов
Далее попадаем в зал, посвященный роману Л.Н. Толстого «Война и мир», не имеющему аналогов в мировой литературе.
В этом зале собраны ценные экспонаты — изображения прототипов героев, сцены баталий, документы того периода. Особенно это важно, как мне кажется, для молодого поколения, тех, кто только начинает изучать историю нашего государства и, в частности, роман «Война и мир» в рамках школьной программы.
Рукописи первой завершенной редакции романа «Война и мир»
Дневник Льва Толстого
В остальных залах мы видим портреты Л.Н. Толстого и его современников, семейные реликвии.
Особое внимание хочется уделить интерьерам и росписи потолков — обязательно остановитесь и взгляните наверх — такую красоту просто невозможно пропустить!
В этот музей конечно лучше приходить, заранее прочитав хотя бы несколько самых известных произведений Льва Толстого. Несмотря на то, что музей небольшой, готовьтесь провести в нем достаточное количество времени, чтобы изучить представленные экспонаты.
Не очень приятным оказалось то, что музей, хотя и является государственным, но дней бесплатного посещения его нет. Мы были в третье воскресенье, когда все гос. музеи предоставляют бесплатный вход посетителям — здесь как обычно купили билеты.