Государственный центральный Театральный музей им А. А. Бахрушина основан в 1894 году известным русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным.
В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Одним из основных источников пополнения коллекции музея были дары. «Лицедействующей братии», по словам антиквара М. М. Савостина, так пришлась по душе идея Бахрушина о создании театрального музея, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда являлись не с пустыми руками. Прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Днём основания музея считается 29 октября 1894 года, когда Бахрушин впервые представил свою коллекцию для публичного осмотра. В 1913 году, 25 ноября, музей был передан в ведение Академии наук с условием оставления его в Москве, а в 1917 году музей был включён в сеть государственных учреждений, а Алексея Бахрушина в 1918 году по предложению В. И. Ленина назначили пожизненным директором музея.
Музей размещён в бывшем усадебном доме А. А. Бахрушина в Замоскворечье. Одноэтажный особняк в формах ранней английской готики, являющийся главным зданием музея, построен в 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса.
Коллекцию декорационно-изобразительных материалов музея составляют эскизы костюмов и декораций; живописные, графические и скульптурные портреты театральных деятелей; изображения театральных зданий, актёров, театральных представлений; шаржи и карикатуры; макеты декораций.
Отдел афиш и программ — самая обширная коллекция музея, в нём содержится более 600 тыс. единиц хранения. Его основа — афиши императорских и частных театров, собранные основателем музея, Алексеем Александровичем Бахрушиным. Уникальна и обширна коллекция афиш дореволюционной провинции.
В основе отдела мемориально-вещевого фонда лежит коллекция, собранная ещё основателем музея, А. А. Бахрушиным. Здесь хранятся предметы, связанные с театральной тематикой, выдающимися деятелями русского и зарубежного театра, основными вехами русской театральной истории. Они включают мемориальные вещи корифеев русской и зарубежной сцены, памятные медали, наградные знаки, жетоны и значки, театральный и бытовой костюм, предметы прикладного искусства из стекла и фарфора, художественный металл, реквизит и бутафорию к отдельным спектаклям, предметы театрального быта.
При проектировании и постройке своего особняка, осуществленной архитектором К.К. Гиппиусом, А.А. Бахрушин запланировал отвести под размещение экспонатов несколько помещений, расположенных в цокольном этаже особняка.
Деятельному и энергичному собирателю — А.А. Бахрушину, вскоре пришлось освободить под музей почти все комнаты не только цокольного этажа, но и парадную анфиладу комнат первого этажа здания. Сын А.А. Бахрушина Юрий писал: «Все, что имело хоть какое-нибудь отношение к театру, считалось отцом входящим в компетенцию музея». Любителям театральной старины, допущенным в «святая-святых» приходилось проделывать немалый путь по дому, чтоб увидеть собранные А.А. Бахрушиным сокровища.
После визита в музей знаменитого итальянского трагика Сальвини А.А. Бахрушин прорубает из своего кабинета, расположенного на первом этаже особняка, лестницу в хранилище, прислушавшись к словам знаменитого актера о неудобствах, связанных с осмотром коллекции.
Лестница, ведущая из кабинета А.А. Бахрушина в хранилище цокольного этажа, получила в дальнейшем название «Лестница Сальвини». Шли годы, музей менял свой внутренний и внешний облик, но лестница Сальвини сохранилась до наших дней. И сегодня, как это и было при жизни основателя музея А.А.Бахрушина, мы можем, спустившись по «лестнице Сальвини» из кабинета, попасть в небольшую комнату, в которую вернулась Бахрушинская мебель и воссоздана атмосфера первой экспозиции — хранилища театральных реликвий хозяина.
В хранилище собрано множество «театральных» вещиц — статуэтки, портреты, шаржи, элементы костюмов и мебель. Всё очень интересно рассматривать и представлять давние времена.
Очень интересно посетить Зал истории театрального музея — экспонаты расположены по эпохам правления русских царей и императоров. Сам зал выглядит как театральная декорация, комната с темно-синими стенами, синей люстрой, и только яркие витрины притягивают взгляд.
Здесь расположены интересные экспонаты, позволяющие представить, как развивалось театральное искусство в России с давних времен.
И завершает путешествие зал, посвященный К.Ф. Вальцу — главному декоратору императорских театров.
Остальная часть музея — временные выставки.
Театральный музей — очень интересный, но очень маленький. Для такой маленькой экспозиции слишком высока стоимость билетов. Причем пока мы были в гардеробе, нечаянно подслушали разговор работников музея — они сетовали на то, что посетителей очень мало, и это потому, что билеты дорогие. Раньше, вспоминали они, билеты стоили копейки и посетители шли рекой…