В Музей декоративно-прикладного искусства (или сокращенно Музей ДПИ) я попала в первый раз и если честно, не ожидала увидеть такую большую коллекцию красивых экспонатов.
Начать нужно с того, что музей располагается в усадьбе Остермана — памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков.
Со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, видимо принадлежавшего кругу М. Ф. Казакова, приобрел вид, близкий современному. В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому, прославившемуся в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Дом А. И. Остермана-Толстого, пострадавший в пожаре 1812 года, долго не восстанавливался, и в 1834 году был продан Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии.
В Советское время в этом доме останавливались приезжавшие на съезды Советов делегаты (отсюда и современное название улицы — Делегатская).
В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля 1981 года.
Основная коллекция музея охватывает практически все направления декоративно-прикладного искусства: металл и камень, дерево и кость, керамику, стекло, ткани, лаковую миниатюру…
Этот музей — настоящий источник вдохновения для всех, кто занимается любыми видами творчества.
Залы музея разделены по периодам. Это очень ценно, так как можно наглядно представить, как жили люди того или иного сословия в определенный промежуток времени — какие предметы быта использовали, какой была мебель или одежда.
Рубеж XVII-XVIII веков.
Сочетание традиционно русских вещей с предметами западноевропейской стилистики определило яркое своеобразие российской жизни эпохи перемен. Меняются техники и художественные ориентиры, больше заметно влияние и «подстраивание» под европейский декоративный стиль. Характерное для петровского времени соединение старого и нового надолго определило развитие традиционных для России художественных отраслей, таких, как гнутое стекло, изразцы, майолика, резная кость.
Русская мебель XVIII-XiX вв.
Изразцы печные, XVIII век.
Бутыль и кувшин
Металлическая посуда, XVIII в.
Фарфор с цветной росписью. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера, с. Вербилки. XVIII в.
Венера и Амур. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера. XVIII в.
Письменный прибор «Мальчик на лебеде». Малахит. XVIII в.
XIX век
«Классицизм времени романтизма» — так иногда определяют ампир за патетику стиля. Эпоха романтизма открыла ценность личности человека и поэтому анфилады комнат сменились более приватными зонами, что потребовало изготовления и более «приватных» предметов быта и декора. Стали расширяться производства, менялись стили. Принципиальное изменение подхода к обустройству частного жилья в начале 19 века стало причиной настоящего мебельного бума. Оформление интерьеров было нацелено на создание законченных ансамблей, начиная от фарфора и заканчивая мебелью.
Русская мебель первой трети XIX века.
«Ехали ребята из Нова-Города». Н. Гиляров-Платонов, П. Ширапов.
Конец XIX-начало XX веков.
Предметы гарнитура в неоклассическом стиле: шкаф-горка, столик, стулья, кресло, диван. Россия, нач. XX в.
Похищение Европы. Автор формы — В.А. Серов. 1920-30-е годы, Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова.
Предметы интерьера
Ваза с пейзажем. 1914-1918 гг, Гусевский завод Мальцовых. Стекло желтое, многослойное, травление.
Сервиз в «русском» стиле. Завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург, 1870-е гг.
Предметы цветного стекла с «готическими» шлифовками. Сер. XIX в.
Предметы мебели конца 19 века.
Стаканы. Стекло, декалькомания, позолота, серебрение. 1840-е гг.
Стол ломберный, часы, кресло. Сер. XIX в.
Конечно же, большую часть музея занимает отдел Народного искусства.
Традиционное народное искусство — это всегда коллективное творчество, впитавшее в себя многовековой опыт народа. Народные художники веками отбирают, сохраняют и обогащают найденные мастерами решения. Так вырабатывается художественная традиция, стиль.
Народное декоративно-прикладное искусство развивалось в процессе создания и оформления предметов быта — посуды, одежды, мебели, инструментов для работы и самого жилища. Для изготовления предметов быта всегда использовались доступные природные материалы, то, что всегда было под рукой.
Часто в оформлении предметов использовались магические символы, имеющие оберегательное назначение, например внешнее оформление дома или вышивка на одежде.
Многие символические детали орнаментов были утрачены, а многие применяются и сейчас для декора.
Основная часть предметов в залах народного искусства музея относится к XIX и XX вв. Это изделия народных мастеров, выполненные в разных уголках России.
Сечка для рубки капусты, 1850-е гг. Урал. Верхотурье.
Кронштейн-крюк, 18 в.
Масленка (Архангельская область) и рукомойник (Вологодская область). Нач. XX в.
Кружка-сметанник (Вологодская область) и рукомойник (Владимирская область). Нач. XX в.
Прялки. Конец XIX — нач. XX вв.
1. Коми. с. Корчемье
2. Вологодская губерния, р-н Сев. Двины
3. Поморье, Кемь.
4. Вологодская губерния, р-н реки Ракулки
Деревенская мебель
Туески, ковшик. XX в.
Подзоры (Петербургская и Олонецкая губернии), Конец XIX — нач. XX вв.
Женские головные уборы. XIX в.
Обратите внимание на детали.
Женский праздничный костюм, XIX-XX вв.
Женские головные уборы:
1. «Каблучок» (Тверская губ)
2. Сборник (Вологодская губ)
3. Кокошник
4. Повязка
Ткацкий стан крестьянский, Саратовская губ., с. Колояр, XIX в.
В крестьянской среде предметы, сопровождавшие ребенка и его игры, были прообразом взрослой жизни и так или иначе связаны с приобретением трудовых навыков (детские прялки, посуда и т.д.).
Игрушки изображали диких и домашних животные, бытовые сцены (жатву, доение коровы и др). Для самых маленьких из бересты плели «шаркунки» — погремушки, внутрь которых насыпали сухой горох или мелкие камешки. Все игрушки делали не только из цельного дерева, но и из щепок, поэтому игрушки назывались «топорщиной», «щепным товаром».
Все детские игрушки и мебель производились в соответствии с художественными ценностями местности, где они изготавливались.
Детская мебель.
Деревянные и глиняные игрушки
Советский фарфор
Несколько залов экспозиции музея посвящено «Шедеврам советского фарфора». Здесь представлено более 300 экспонатов, изготовленных в период с 1917 по 2000 года. Этот период был очень сложным для творчества, но тем не менее все представленные работы — просто потрясающие. Интересные формы, яркие краски и огромный полет фантазии.
Скульптурная композиция по мотивам сказки «Золотой петушок». С.М. Орлов, 1965-1967 гг. с. Вербилки, Дмитровский фарфоровый завод
«Узбечка с куколками шелкопряда»
Блюдо декоративное «Слава Октябрю». А.И. Борисов, С.П. Богданова, 1977 г. Ленинградский фарфоровый завод.
Сервиз «Кобальтовая сетка». А.А. Яцкевич, С.Е. Яковлева. 1960 г. Ленинградский фарфоровый завод.
Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.
Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз – произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.
Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще.
Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.
В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.
Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.
«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.
Сервиз «Свадебный», О.М. Мухигули. 1974 г. Дулевский фарфоровый завод
Майя Плисецкая в образе Кармен. Г.Д. Чечулина, 1970 г. Дулевский фарфоровый завод
Блюдо декоративное «Радость труда». А.В. Ларионов, А.И. Борисов, 1976 г. Ленинградский фарфоровый завод
Сервиз «Сказка». Н.П. Славина, А.В. Воробьевский, 1975 г. Ленинградский фарфоровый завод
Красота неописуемая!
Блюда декоративные «Сумерки зимой». А.В. Ларионов, 1980 г.
Предметы письменного набора «Обсуждение Сталинской конституции». Н.Я. Данько, 1937 г. ЛФЗ
Блюда декоративные
Шахматы «Красные и белые». Н.Я. Данько, А.А. Скворцов, 1925 г. ЛФЗ
Комплект детских поильников «Первая детская посуда». А.Г. Сотников, 1950 г. Дулевский фарфоровый завод
Русская лаковая миниатюра
Последний зал музея декоративно-прикладного искусства — «Русская лаковая миниатюра». Это невероятной красоты работы мастеров разных периодов. Здесь есть и шкатулки из Палеха, Мстеры, Федоскино, Осташково и других центров русской лаковой росписи.
6. Папиросница «Тройка летняя». Густов Е.М., 1920-е гг, с. Федоскино
7. Пудреница «Чаепитие». 1910-1913 гг, с. Федоскино
8. Баул «Крестьянские дети». 19-20 вв, Московская обл, мастерская Вишняковых
Портсигар с портретом королевы Виктории.
Пеналы для перьев
1. Табакерка «Кронштадт». 19 в. Мастерская Волленшнейдера
2. Табакерка с портретом Петра I. 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
3. Табакерка «Портрет генерала Н.Н. Раевского». 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
4. Табакерка с портретом А.В. Суворова. 19 в. с. Данилково
5. Табакерка с портретом императора Александра I. 1811 г.
6. Табакерка с портретом графа М.И. Платова. 19 в. фабрика Эка.
Второй зал посвящен «искусству, рожденному революцией», как сказал М. Горький. В советское время бывшие иконописцы остались не у дел, но мастера нашли выход.
Так появились современные работы мастеров Палеха, Мстеры и Холуя — мощных иконописных промыслов.
Сохранив древние методы живописи, мастера приспособились создавать современные образы на темы, заданные советскими событиями. Очень много работ посвящено сказкам.
Шкатулка «Прощание Игоря с Ярославной». Иван Фомичев, 1957 г. с. Мстера.
Шкатулка «Людмила в замке Черномора». Нина Любомудрова, 1952 г. Мстера
Шкатулка «Волга». В. Пузанов-Молев, Б. Киселев, 1958 г. Холуй
Шкатулка «Афанасий Никитин в Индии»
Подставка для чернильницы «Битва Александра Невского с рыцарями в 1246 г.». П. Зиновьев, 1956 г. Палех
Работы Зубковой Тамары Ивановны, Палех. 1944-1954 гг
Баул «Утро первого прилета». Г. Кочетов, 1988 г. Палех
Пластина «Дворец Советов». А. Котягин, 1938 г. Мстера
Табакерка «Колхозник и единоличник». А. Дыдыкин, 1931 г. Палех
Шкатулка «Град непокоренный». В. Фокеев, 1977 г. Мстера
Шкатулки разных мастеров Мстеры и Федоскино
Шкатулка «Возвращение домой». П.Анохин, 2014 г. Федоскино
Веер «Прогулка в парке». О. Шапкин, 2010 г. Федоскино.
На этом мой старенький фотоаппарат совсем разрядился, но и обзор музея мы завершили.
Музей рекомендую посетить тем, кто хочет найти вдохновение, изучить особенности предметов быта той или иной эпохи и просто поглазеть на красивые вещи.