Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

В Музей декоративно-прикладного искусства (или сокращенно Музей ДПИ) я попала в первый раз и если честно, не ожидала увидеть такую большую коллекцию красивых экспонатов.

Начать нужно с того, что музей располагается в усадьбе Остермана — памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков.
Со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, видимо принадлежавшего кругу М. Ф. Казакова, приобрел вид, близкий современному. В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому, прославившемуся в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Дом А. И. Остермана-Толстого, пострадавший в пожаре 1812 года, долго не восстанавливался, и в 1834 году был продан Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии.
В Советское время в этом доме останавливались приезжавшие на съезды Советов делегаты (отсюда и современное название улицы — Делегатская).
В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля 1981 года.

Основная коллекция музея охватывает практически все направления декоративно-прикладного искусства: металл и камень, дерево и кость, керамику, стекло, ткани, лаковую миниатюру…

Этот музей — настоящий источник вдохновения для всех, кто занимается любыми видами творчества.

Залы музея разделены по периодам. Это очень ценно, так как можно наглядно представить, как жили люди того или иного сословия в определенный промежуток времени — какие предметы быта использовали, какой была мебель или одежда.

Рубеж XVII-XVIII веков.

Сочетание традиционно русских вещей с предметами западноевропейской стилистики определило яркое своеобразие российской жизни эпохи перемен. Меняются техники и художественные ориентиры, больше заметно влияние и «подстраивание» под европейский декоративный стиль. Характерное для петровского времени соединение старого и нового надолго определило развитие традиционных для России художественных отраслей, таких, как гнутое стекло, изразцы, майолика, резная кость.

Русская мебель XVIII-XiX вв.

Музей декоративно-прикладного искусства

Изразцы печные, XVIII век.

Музей декоративно-прикладного искусства

Бутыль и кувшин

Музей декоративно-прикладного искусства

Металлическая посуда, XVIII в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Фарфор с цветной росписью. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера, с. Вербилки. XVIII в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Венера и Амур. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера. XVIII в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Письменный прибор «Мальчик на лебеде». Малахит. XVIII в.

Музей декоративно-прикладного искусства

XIX век

«Классицизм времени романтизма» — так иногда определяют ампир за патетику стиля. Эпоха романтизма открыла ценность личности человека и поэтому анфилады комнат сменились более приватными зонами, что потребовало изготовления и более «приватных» предметов быта и декора. Стали расширяться производства, менялись стили. Принципиальное изменение подхода к обустройству частного жилья в начале 19 века стало причиной настоящего мебельного бума. Оформление интерьеров было нацелено на создание законченных ансамблей, начиная от фарфора и заканчивая мебелью.

Русская мебель первой трети XIX века.

Музей декоративно-прикладного искусства

«Ехали ребята из Нова-Города». Н. Гиляров-Платонов, П. Ширапов.

Музей декоративно-прикладного искусства

Конец XIX-начало XX веков.

Предметы гарнитура в неоклассическом стиле: шкаф-горка, столик, стулья, кресло, диван. Россия, нач. XX в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Похищение Европы. Автор формы — В.А. Серов. 1920-30-е годы, Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова.

Музей декоративно-прикладного искусства

Предметы интерьера

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Ваза с пейзажем. 1914-1918 гг, Гусевский завод Мальцовых. Стекло желтое, многослойное, травление.

Музей декоративно-прикладного искусства

Сервиз в «русском» стиле. Завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург, 1870-е гг.

Музей декоративно-прикладного искусства

Предметы цветного стекла с «готическими» шлифовками. Сер. XIX в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Предметы мебели конца 19 века.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Стаканы. Стекло, декалькомания, позолота, серебрение. 1840-е гг.

Музей декоративно-прикладного искусства

Стол ломберный, часы, кресло. Сер. XIX в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Конечно же, большую часть музея занимает отдел Народного искусства.

Традиционное народное искусство — это всегда коллективное творчество, впитавшее в себя многовековой опыт народа. Народные художники веками отбирают, сохраняют и обогащают найденные мастерами решения. Так вырабатывается художественная традиция, стиль.
Народное декоративно-прикладное искусство развивалось в процессе создания и оформления предметов быта — посуды, одежды, мебели, инструментов для работы и самого жилища. Для изготовления предметов быта всегда использовались доступные природные материалы, то, что всегда было под рукой.
Часто в оформлении предметов использовались магические символы, имеющие оберегательное назначение, например внешнее оформление дома или вышивка на одежде.
Многие символические детали орнаментов были утрачены, а многие применяются и сейчас для декора.
Основная часть предметов в залах народного искусства музея относится к XIX и XX вв. Это изделия народных мастеров, выполненные в разных уголках России.

Сечка для рубки капусты, 1850-е гг. Урал. Верхотурье.

Музей декоративно-прикладного искусства

Кронштейн-крюк, 18 в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Масленка (Архангельская область) и рукомойник (Вологодская область). Нач. XX в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Кружка-сметанник (Вологодская область) и рукомойник (Владимирская область). Нач. XX в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Прялки. Конец XIX — нач. XX вв.
1. Коми. с. Корчемье
2. Вологодская губерния, р-н Сев. Двины
3. Поморье, Кемь.
4. Вологодская губерния, р-н реки Ракулки

Музей декоративно-прикладного искусства

Деревенская мебель

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Туески, ковшик. XX в.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Подзоры (Петербургская и Олонецкая губернии), Конец XIX — нач. XX вв.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Женские головные уборы. XIX в.
Обратите внимание на детали.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Женский праздничный костюм, XIX-XX вв.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Женские головные уборы:
1. «Каблучок» (Тверская губ)
2. Сборник (Вологодская губ)
3. Кокошник
4. Повязка

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Ткацкий стан крестьянский, Саратовская губ., с. Колояр, XIX в.

Музей декоративно-прикладного искусства

В крестьянской среде предметы, сопровождавшие ребенка и его игры, были прообразом взрослой жизни и так или иначе связаны с приобретением трудовых навыков (детские прялки, посуда и т.д.).
Игрушки изображали диких и домашних животные, бытовые сцены (жатву, доение коровы и др). Для самых маленьких из бересты плели «шаркунки» — погремушки, внутрь которых насыпали сухой горох или мелкие камешки. Все игрушки делали не только из цельного дерева, но и из щепок, поэтому игрушки назывались «топорщиной», «щепным товаром».
Все детские игрушки и мебель производились в соответствии с художественными ценностями местности, где они изготавливались.

Детская мебель.

Музей декоративно-прикладного искусства

Деревянные и глиняные игрушки

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Советский фарфор

Несколько залов экспозиции музея посвящено «Шедеврам советского фарфора». Здесь представлено более 300 экспонатов, изготовленных в период с 1917 по 2000 года. Этот период был очень сложным для творчества, но тем не менее все представленные работы — просто потрясающие. Интересные формы, яркие краски и огромный полет фантазии.

Музей декоративно-прикладного искусства

Скульптурная композиция по мотивам сказки «Золотой петушок». С.М. Орлов, 1965-1967 гг. с. Вербилки, Дмитровский фарфоровый завод

Музей декоративно-прикладного искусства

«Узбечка с куколками шелкопряда»

Музей декоративно-прикладного искусства

Блюдо декоративное «Слава Октябрю». А.И. Борисов, С.П. Богданова, 1977 г. Ленинградский фарфоровый завод.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Сервиз «Кобальтовая сетка». А.А. Яцкевич, С.Е. Яковлева. 1960 г. Ленинградский фарфоровый завод.

Музей декоративно-прикладного искусства

Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз – произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.
Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще.
Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.

В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.
«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.

Музей декоративно-прикладного искусства

Сервиз «Свадебный», О.М. Мухигули. 1974 г. Дулевский фарфоровый завод

Музей декоративно-прикладного искусства

Майя Плисецкая в образе Кармен. Г.Д. Чечулина, 1970 г. Дулевский фарфоровый завод

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Блюдо декоративное «Радость труда». А.В. Ларионов, А.И. Борисов, 1976 г. Ленинградский фарфоровый завод

Музей декоративно-прикладного искусства

Сервиз «Сказка». Н.П. Славина, А.В. Воробьевский, 1975 г. Ленинградский фарфоровый завод

Красота неописуемая!

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Блюда декоративные «Сумерки зимой». А.В. Ларионов, 1980 г.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Предметы письменного набора «Обсуждение Сталинской конституции». Н.Я. Данько, 1937 г. ЛФЗ

Музей декоративно-прикладного искусства

Блюда декоративные

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Шахматы «Красные и белые». Н.Я. Данько, А.А. Скворцов, 1925 г. ЛФЗ

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Комплект детских поильников «Первая детская посуда». А.Г. Сотников, 1950 г. Дулевский фарфоровый завод

Музей декоративно-прикладного искусства

Русская лаковая миниатюра

Последний зал музея декоративно-прикладного искусства — «Русская лаковая миниатюра». Это невероятной красоты работы мастеров разных периодов. Здесь есть и шкатулки из Палеха, Мстеры, Федоскино, Осташково и других центров русской лаковой росписи.

Музей декоративно-прикладного искусства

6. Папиросница «Тройка летняя». Густов Е.М., 1920-е гг, с. Федоскино
7. Пудреница «Чаепитие». 1910-1913 гг, с. Федоскино
8. Баул «Крестьянские дети». 19-20 вв, Московская обл, мастерская Вишняковых

Музей декоративно-прикладного искусства

Портсигар с портретом королевы Виктории.

Музей декоративно-прикладного искусства

Пеналы для перьев

Музей декоративно-прикладного искусства

1. Табакерка «Кронштадт». 19 в. Мастерская Волленшнейдера
2. Табакерка с портретом Петра I. 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
3. Табакерка «Портрет генерала Н.Н. Раевского». 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
4. Табакерка с портретом А.В. Суворова. 19 в. с. Данилково
5. Табакерка с портретом императора Александра I. 1811 г.
6. Табакерка с портретом графа М.И. Платова. 19 в. фабрика Эка.

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Музей декоративно-прикладного искусства

Второй зал посвящен «искусству, рожденному революцией», как сказал М. Горький. В советское время бывшие иконописцы остались не у дел, но мастера нашли выход.
Так появились современные работы мастеров Палеха, Мстеры и Холуя — мощных иконописных промыслов.
Сохранив древние методы живописи, мастера приспособились создавать современные образы на темы, заданные советскими событиями. Очень много работ посвящено сказкам.

Шкатулка «Прощание Игоря с Ярославной». Иван Фомичев, 1957 г. с. Мстера.

Музей декоративно-прикладного искусства

Шкатулка «Людмила в замке Черномора». Нина Любомудрова, 1952 г. Мстера

Музей декоративно-прикладного искусства

Шкатулка «Волга». В. Пузанов-Молев, Б. Киселев, 1958 г. Холуй
Шкатулка «Афанасий Никитин в Индии»

Музей декоративно-прикладного искусства

Подставка для чернильницы «Битва Александра Невского с рыцарями в 1246 г.». П. Зиновьев, 1956 г. Палех

Музей декоративно-прикладного искусства

Работы Зубковой Тамары Ивановны, Палех. 1944-1954 гг

Музей декоративно-прикладного искусства

Баул «Утро первого прилета». Г. Кочетов, 1988 г. Палех

Музей декоративно-прикладного искусства

Пластина «Дворец Советов». А. Котягин, 1938 г. Мстера

Музей декоративно-прикладного искусства

Табакерка «Колхозник и единоличник». А. Дыдыкин, 1931 г. Палех

Музей декоративно-прикладного искусства

Шкатулка «Град непокоренный». В. Фокеев, 1977 г. Мстера

Музей декоративно-прикладного искусства

Шкатулки разных мастеров Мстеры и Федоскино

Музей декоративно-прикладного искусства

Шкатулка «Возвращение домой». П.Анохин, 2014 г. Федоскино

Музей декоративно-прикладного искусства

Веер «Прогулка в парке». О. Шапкин, 2010 г. Федоскино.

Музей декоративно-прикладного искусства

На этом мой старенький фотоаппарат совсем разрядился, но и обзор музея мы завершили.
Музей рекомендую посетить тем, кто хочет найти вдохновение, изучить особенности предметов быта той или иной эпохи и просто поглазеть на красивые вещи.

Дата посещения: 14.01.2017
Город: Москва
Страна: Россия
Адрес: ул. Делегатская, д. 3
Сайт музея: http://vmdpni.ru
Плюсы музея: Потрясающий музей декоративного творчества, интересные выставки и основная коллекция
Минусы музея:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *