Продолжаю рассказ о Петропавловской крепости. 1 часть тут.
На территории Петропавловской крепости находится Петропавловский собор. Он является одним из самых старых петербургских храмов. Ещё в 1703 году при строительстве Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла. 8 июня 1712 года Доменико Трезини в связи с переносом столицы в Санкт-Петербург начал возводить новый большой каменный храм. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. 30 мая 1714 года проведена церковная служба освящения будущего храма.
Петропавловский собор начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Во-первых, она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. Во-вторых, колокольня должна была стать доминантой, утвердить возвращение земель России.
Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.
Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Изначально колокольня была с деревянным каркасом, трёхярусной, завершалась шпилем. Шпиль был создан в 1717–1720 годах по проекту архитектора Ван Болеса, представлял собой деревянный каркас обшитый позолоченными медными листами. По окончании этих работ Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.
Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.
Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними — 4 евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю — подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.
Уникален иконостас. Он имеет форму триумфальной арки — символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722–1729 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Часть икон сохранилась с XVIII века, необычны формы икон. В центре — царские врата со скульптурами апостолов.
В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770- годов.
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер. Пётр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Однако он часто терял этот документ, Телушкину приходилось подолгу восстанавливать свою привилегию. В конце концов чиновникам надоело ставить печати на бумагу, печать поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник характерный жест приглашающий выпить.
В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Он оказался единственным, кто математически рассчитал конструкцию сооружения. Новый шпиль создан в 1857–1858 годах века на Урале, на Невьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес — 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее — выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий («Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).
Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.
Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея, в 1717 году — сестра Петра I, Мария Алексеевна, в 1718 году — царевич Алексей.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5–6 тонн.
Когда в самом соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д.И. Гримма и Л.Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904–1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой Мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.
После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. Великокняжеская усыпальница же была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад. В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.
В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский придел перенесли останки Николая II и его семьи.