На днях посетили Исторический музей. Вообще пошли на выставку «Екатерина II — путь к трону», но нам дали единый билет и сказали — «все 40 залов в вашем распоряжении», таким образом мы и выставку эту нашли, и еще большую выставку «Золото» (очень рекомендую), ну, и весь музей обошли.
Здание очень красивое, приятно удивили интерьеры, цветовые сочетания и декор.
Экспозиция музея построена на точном хронологическом соответствии. Начинаем осмотр с давних времен, несколько тысячелетий до н.э.
Люди уже тогда стремились как-то украсить свой быт, и это мне кажется особо ценно — желание жить в красоте.
Вот эти пращевые шары использовались на Кубани в те далекие времена.
Они легко умещаются в ладони, диаметром примерно 5-6 см. Такой шарик я ношу с собой в сумке.
Правда, уже современный. Из яшмы.
А вот так украшали посуду жители степей. Очень неординарно и тонко, на мой взгляд. Это днища тарелок.
Костяные бусики из Саратовской области) Чудесно!
Фигурка всадника
Это Горный Алтай, ранний железный век. Птица очень в духе современного искусства.
И крохотный горшочек каши — диаметр не более 7 см.
А это подвески, нигде не нашла про них описания. Кажется их подвешивали в доме с ритуальными целями.
Дальше — всякие маленькие красивые штучки. Я поражаюсь, как люди в древние времена, не имея особых орудий труда, могли вот такое сваять! 1-11 вв. н.э., прикубанье. Сарматы.
А это уже 12-13 вв. Торговые принадлежности Древней Руси.
Клад из Киевского златоверхого монастыря, 10-13 века.
Вот такие браслеты — моя слабость.
Повесть временных лет. Та самая. Дух захватывает, когда стоишь рядом и понимаешь, сколько лет этой книге и что в ней написано.
В междуэтажье — коляска императора Павла I, сына Екатерины Второй, кто не в курсе. Мастер Г. Гайгер, 1800 год.
Далее идем на выставку «Золото» — здесь не алмазный фонд, но собраны очень интересные для истории вещицы.
Фотографировала не все, т.к. витрины и плохое освещение, но особые моменты запечатлела.
Это ножка кубка. Золото, эмаль. Посмотрите на эти кружевные узоры — это какой адский труд!
Гербовый знак графа Н.Б. Шереметева, конец 18 в.
Звезда ордена Восходящего солнца. Япония, нач. 20 в.
Кольцо с изображением императрицы Екатерины II. 18-19 вв. Обратите внимание на аметист — портрет выгравирован как голограмма, сразу не заметишь. Очень тонкая и красивая работа.
А вот этот гроб на колесиках эта колымага — возок Петра Первого. Как он там умещался — не знаю, должно быть привык в голландских ящика сидеть скрючившись и тут было не привыкать (очень маленькая каретка).
Печатный станок конца 17 в.
Петр Первый, известный реформатор и нанотехнолог, ввел гражданский шрифт в 1710 году, чем сподвиг типографии на преобразования и технические заморочки.
Кукла в праздничном костюме Костромской губернии 18 в.
Вот такие косники — праздничные украшения в косу — применялись в центральных и северных губерниях России в 18 веке.
Кропотливо и красиво.
Русская северная азбука. Преимущественно из кости вырезана, 1791 год.
Перед этими творениями я застыла. Кружево, натуральное кружево!
Кофейник и чашка з «Гипюров» были сделаны в 1833-1848 гг. на киевско-межигорской мануфактуре.
А вот дальше как раз мы добались до отдельного зала, посвященного выставке про Екатерину.
Честно говоря, я ожидала большего размаха, ан нет, ограничились портретиками и книгами, ну и немногими посудками по мелочи. В общем, было больше рекламы.
Вот это часть от платья времен Елизаветы Петровны — обратите внимания на вышивку.
А это платье в полный рост, ничего особенного. Но для того времени, конечно, это было роскошно.
Вообще Лизавета Петровна, несмотря на экономию, любила наряды. Их у нее в коллекции насчитывалось около 16 тысяч, если мне память не изменяет. После ее смерти все эти платьица были отданы на растерзание церковнослужителям, шивших себе ризы из царских тряпок, либо в театры на изготовление костюмов.
А Екатерина II, к слову сказать, коллекционировала табакерки. В то время был в моде нюхательный табак, и императрица потребляла. Но была одна хитрость — поскольку по роду службы нужно было очень часто предоставлять свою правую руку для поцелуев, Екатерина брала щепотки табаку левой, чтобы пальцы не пахли табаком)))
Дело о высылке из России французского посла Шетарди. Какой фильм вспомнили?
Возле этой карты две тетечки яростно спорили, где же находится памятник петру первому и исаакиевский собор))
Так и не разобрались. А вы сможете?
(это план Санкт-петербурга, 1780 год. автор И.Ф. Трускотт)
Обмундирование штаб-офицера лейб-драгунского полка голштинских войск. Принадлежал Петру III.
Судя по размерам этого мундирчика, Петр был весьма дохлый и невысокий, поэтому завалить его особого труда не составило. Ростом и комплекцией он видимо был как я.
Вот это скульптура павлина производства мануфактуры М.С. Кузнецова и из его же дома. Автор проекта — Ф.О. Шехтель, 1891 год. Фаянс.
А это народное творчество такое народное))
Вот как надо популяризировать патриотизм!)
Модель мельницы 19-нач. 20 вв.
Женский головной убор «Сорока», 19 век, Тамбовская губерния
Модель линейного корабля «Великий князь Константин», 19 век.
«Великий князь Константин» — последний из самых крупных деревянных парусных кораблей русской постройки.
Ну и красивый ГУМ на солнышке.
В целом походом остались с киндером довольны, я конечно больше.
Музей огромный и очень все разнообразное и полезное, особенно, когда поначитаешься всяких исторических книг.
Минус — очень холодно (это я пишу летом). Конечно, это на любителя, да и сохранять экспонаты как-то надо, но одевайтесь теплее. Также совсем нет мест для отдыха. Иногда охота просто присесть, посмотреть на экспонаты, подумать, поразмышлять.. И, напомню — музей очень большой, уже на втором этаже начинаешь глазами выискивать хоть какой-нибудь стульчик…
Большой минус — ужасный буфет. Можно обойтись и без посещения оного, но дети начинают нервничать, хотят пить, есть и т.д., потому что экспозиция (40 залов) — огромная, и хочется сделать какой-то перерыв. В буфете страшно взять и съесть то, что на витрине, а кроме этого нет ничего. Напитки слишком дорогие. Обслуживание оставляет желать много лучшего.
Еще один минус, который есть у большинства музеев — покупаешь фотосъемку, тебе дают обычный билет и все! И в каждом зале злобные старушки бегут за тобой и спрашивают, есть ли у меня билет на фотосъемку! Это раздражает уже в пятом зале. Господа музейщики, берите пример с Дарвиновского — покупаешь фотосъемку, тебе на руку вешают обычный бумажный браслет ядовитого зеленого цвета, который видно с любого угла музея. Ходишь себе спокойно и фоткаешь. И у бабушек ноги целы.