Государственный Эрмитаж, без сомнения — один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира.
Это сокровищница, в которой сохранились до наших дней великолепные и редчайшие образцы культуры всего мира, имеющие историческую и художественную ценность.
История Эрмитажа начинается с 1764 года, когда императрица Екатерина II закупила 317 картин голландско-фламандской школы у частных коллекционеров Европы. Зимний дворец, в котором сейчас располагается основная часть музейного комплекса Эрмитаж, был ее резиденцией, недавно выстроенной и для украшения интерьеров здания требовалось множество красивых предметов.
Всего при жизни Екатерины II было закуплено для дворца 3996 картин. Среди них — полотна Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Тициана, Микеланджело.
До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage — уединенное место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные.
Для публики Эрмитаж был открыт при императоре Николае I в 1852 году. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков.
Посещение Эрмитажа начинается с главного его здания, Зимнего дворца. Очень удобно, что билеты можно купить и в кассах, и в терминалах на улице перед входом и даже онлайн. Школьники проходят бесплатно, но когда мы были в Эрмитаже бесплатный билет на школьника можно было взять только в кассе, выстояв очередь. Сейчас, кажется, с бесплатными билетами онлайн все наладилось.
Интерьеры Зимнего дворца всегда поражали своей роскошью, но стоит отметить, что оригинальных интерьеров Растрелли до нас почти не дошло: во время пожара 1837 года выгорела вся отделка залов. Поэтому всё, что мы видим в отделке — более поздний восстановленный результат.
По Иорданской лестнице мы поднимаемся в залы. (В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань. Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому удалось сохранить основной замысел Растрелли, но с определенными изменениями.)
Военная галерея 1812 года посвящена победе русского оружия над Наполеоном. В торце галереи — портрет Александра I работы Крюгера.
Затем идем в Георгиевский (Большой тронный) зал. Создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. По указанию императора Николая I при восстановлении зала после пожара 1837 года архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Над тронным местом — мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона», выполненный итальянским скульптором Франческо дель Неро.
Александровский зал. По замыслу архитектора А. Брюллова, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I. В северном торце зала был установлен большой портрет императора в рост в массивном позолоченном подрамнике до пола, а заднее пространство завешено малиновой парчовой драпировкой с вышитыми по ней золотыми двуглавыми орлами. В настоящее время все это обрамление утрачено и в зале экспонируется коллекция западноевропейского серебра XVII—XVIII вв. в массивных витринах-шкафах, совершенно нарушающих пространственное восприятие.
Анфилада комнат приводит нас в Малый Эрмитаж, в Павильонный зал. Здесь сохранились уникальные мозаичные полы и увеселительные приспособления — часы «Павлин» и комнатный фонтан. Интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером. В окнах зала сохранились стёкла времён Штакеншнейдера с характерным розоватым оттенком.
В Малом Эрмитаже также можно увидеть Итальянские залы периода Возрождения:
Далее попадаем в знаменитый Большой Эрмитаж. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля — копии фресок Рафаэля, сделанные в Папском дворце в Ватикане. Что интересно, после того, как задумка была реализована в Эрмитаже, в Папском дворце случился пожар и оригинальные росписи были сильно повреждены. Для их восстановления в Россию были отправлены мастера, которые снимали копии с копий в Эрмитаже и переносили их в Ватикан.
В Новом Эрмитаже мы обнаружили чудесный Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи древних рыцарей — это настоящая находка для маленьких мальчиков!
В подземельях Нового Эрмитажа хранятся древнегреческие скульптуры и керамика.
Совершенно случайно обнаружили библиотеку в готическом стиле.
Где-то в недрах музея я нашла прекрасную «Данаю». Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. Интересно, что Рембранд, чтобы передать сияние золотого света, использовал мелко растолченное стекло, которое смешивал с красками.
Я помню 1985 год, когда с ужасом узнала о том, что на «Данаю» было совершено покушение и картина была испорчена серной кислотой… Горю моему не было предела, ведь я видела ее только на картинках, в журнале «Юный художник», и мечтала увидеть ее настоящую… Реставрация длилась долгие 12 лет и сейчас можно ее увидеть в Эрмитаже.
Пока я искала залы голландской и фламандской школ — я буквально заблудилась в несметном количестве комнат, но наконец, я ее нашла!
Во время прогулок по Эрмитажу замечаешь большое количество ваз. Это работы российских умельцев, которые, практически не имея инженерных образований могли из огромного куска камня выточнить изумительную вазу для украшения царского дворца:
Еще очень много внимания привлекают детали — очень интересно рассматривать скульптуру, вазу или картину не целиком, а как бы по частям — ведь мелкие детали о многом могут рассказать, порой творец закладывает в детали больше смысла, чем в целую работу. И кроме этого важен материал, из которого сделан шедевр.
Когда будете в Эрмитаже обязательно смотрите наверх))) Потолки — это тема отдельного разговора, они прекрасны:
Государственный Эрмитаж — огромный музей. Говорят, чтобы посмотреть всю коллекцию, надолго не задерживаясь у экспонатов, потребуется 8 лет. Я бы с удовольствием проверила это, если бы была возможность. А пока приготовьте удобную обувь и отправляйтесь в Эрмитаж — весь день там точно проведете!
В статье использованы материалы Википедии